О Ф И Ц И А Л Ь Н Ы Й   В Е Б - С А Й Т

Главная страница Карта сайта Дата: 19.06.2018
укр рус eng
Президент
Украины
Верховная
Рада Украины
Портал
Правительства
Украины
: : Новости
30.01.2018  Версия для печати

Игорь Борисович Черкасский: Завершен международный аудит национальной системы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Деятельность Государственной службы финансового мониторинга Украины признана эффективной и результативной.

Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма (MONEYVAL) 30 января т.г. обнародован Отчет по результатам пятого раунда оценки Украины (https://rm.coe.int/fifth-round-mutual-evaluation-report-on-ukraine/1680782396).
В целом, Отчетом подтверждено, что Украина является надежной юрисдикцией в вопросах борьбы с отмыванием средств, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, не требующая специальных контрольных мероприятий (маяков) со стороны Комитета Совета Европы MONEYVAL и FATF.
Указанный результат свидетельствует безусловный прогресс в развитии национальной системы финансового мониторинга и подтверждает растущую эффективность действий ее всех участников.
В свете этого события стоит отметить, что по итогам проверки, Комитет MONEYVAL подтвердил значительный уровень операционной и институциональной способности национального подразделения финансовой разведки - Государственной службы финансового мониторинга Украины по всем рейтинговым параметрам.
Кроме этого, Отчет акцентирует внимание на значительном уровне межведомственной координации, качественном проведении первой Национальной оценки рисков, организации международного сотрудничества, а также высоком уровне регуляторно-надзирательной деятельности, в том числе за банковским сектором и рынком ценных бумаг.
Также, Отчет отдает должное сосредоточенной работе, которая сейчас проходит для ареста и конфискации средств в случаях коррупции и похищения государственных активов на высших уровнях в соответствии с национальными рисков отмывания денег.
Следует подчеркнуть, что по мониторинговому режиму Украина находится на уровне таких стран членов FATF, как Австралия, США, Канада, Сингапур, Дания, Швеция и Швейцария.
Положительному решению MONEYVAL по результатам проведенной оценки Украины, предшествовал целый ряд беспрецедентно сложных организационно-практических мероприятий, которые были осуществлены и сопровождались Госфинмониторингом в течение всего процесса оценки в рамках 5-го раунда, который длился более года и был начат еще в августе 2016 года.
В данном контексте следует отметить, что значительные усилия Госфинмониторинга были сосредоточены на полноте информационно-аналитического обеспечения международных экспертов, а также на координации совместных действий с государственными органами Украины в этой сфере, в частности Генеральной прокуратурой Украины, Национальным антикоррупционным бюро Украины, Службой безопасности Украины, Государственной фискальной службой Украины, Национальной полицией Украины, Национальным банком Украины и другими органами.
Также, процесс оценки происходил при значительной поддержке Кабинета Министров Украины и Министерства финансов Украины.
Госфинмониторинг выступил основным модератором вышеуказанной работы на всех этапах подготовки и проведения международного оценивания Украины, в частности:
- I этап (сентябрь - декабрь 2016 года) - заполнено, переведено и направлено в Комитет MONEYVAL подробные Опросники (в том числе с примерами, статистическими данными и другой профессиональной информацией) по вопросам технического соответствия законодательной базы Украины Стандартам FATF, и эффективности функционирования системы финансового мониторинга;
- II этап (январь - март 2017 года) - Госфинмониторингом проведены практические, методологические и разъяснительные совещания, встречи и тренинги для участников системы финансового мониторинга. Организовано и проведено около 40 таких межведомственных тематических мероприятий;
- III этап (23 марта - 8 апреля 2017) - Госфинмониторингом организовано пребывания в     г. Киев выездной миссии Комитета MONEYVAL, в рамках которой проведено более 70 встреч экспертов с соответствующими представителями украинской стороны;
- IV этап (апрель - сентябрь 2017 года) - Госфинмониторингом обеспечено сотрудничество с Секретариатом Комитета MONEYVAL, которая включала телефонные конференции, консультации по разработке проекта Отчета;
- V этап (октябрь - декабрь 2017 года) - Госфинмониторингом обеспечено участие делегации Украины в заседании «с глазу на глаз» с представителями мониторинговой миссии в  г. Страсбург, Французская Республика (2 - 4 октября 2017 года) и дальнейшую разработку проекта Отчета;
- VI этап (4 - 7 декабря 2017 года) - Госфинмониторингом обеспечена организация участия делегации Украины в заседании рабочей группы экспертов и 55-м Пленарном заседании Комитета MONEYVAL (г. Страсбург, Французская Республика), на котором был утвержден Отчет по результатам пятого раунда взаимной оценки Украины;
- VII этап (8 декабря 2017 - 30 января 2018) - Госфинмониторингом принято участие в проведении детального анализа утвержденного Отчета, на предмет качества и последовательности, в соответствии с утвержденными процедурами Комитета MONEYVAL по Украине.
В результате слаженной и конструктивной работы Госфинмониторинга с Комитетом MONEYVAL, итоговый Отчет широко и непредвзято освещает состояние технического соответствия и результативности мер борьбы с отмыванием средств, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения в Украине.
Данный международный документ представляет анализ уровня соответствия украинскому законодательству актуальным рекомендациям FATF, оценку практической действенности и эффективности системы финансового мониторинга в Украине и предоставляет рекомендации по ее усовершенствованию.
Предметно, Отчет включает в себя комплексную рейтинговую оценку ситуации в Украине по вопросам предотвращения и противодействия отмывания средств, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения и охватывает следующие вопросы:
- проведение Национальной оценки рисков и международное сотрудничество;
- регулирование, надзор, оценку частного сектора и рисков юридических лиц;
- сбор, анализ и распространение финансовой информации;
- расследование и судебное преследование за отмывание денег и финансирование терроризма;
- применение конфискации и целевых финансовых санкций за финансирование терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
В итоге, по результатам оценки технического соответствия украинского законодательства, Украина получила положительные рейтинги. В частности установлено, что национальное законодательство полностью соответствует 12-ти рекомендациям FATF, 20-ти преимущественно соответствует, 7-ми частично соответствует и одна Рекомендация не применяется в Украине.
По уровню эффективности, в соответствии с установленными рейтингами, Украина получила по двум Непосредственными результатами рейтинг «значительный», по восьми результатам - рейтинг «умеренный» и по одному показателю низкую оценку.
Отчет Комитета MONEYVAL определил также целый ряд конструктивных замечаний к работе Национальной системы финансового мониторинга. В первую очередь они касаются необходимости повышения эффективности:
- правоохранительно-судебной системы, в частности в части совершенствования практических мер по расследованию уголовных производств, ареста и конфискации преступных доходов;
- мероприятий по регулированию и надзору за нефинансовыми учреждениями и профессиям;
- введение порядка проверки достоверности данных о конечных бенефициарных собственников;
- мероприятий по предотвращению и противодействию финансированию терроризма и по осведомленности частного и некоммерческого секторов с соответствующими угрозами, уязвимостями и рисками, связанными с их профессиональной деятельностью;
- мероприятий по внедрению всесторонней, достоверной и непрерывной административной отчетности в сфере финансового мониторинга;
- приведение законодательной базы, относительно преступлений по финансированию терроризма и целевых финансовых санкций, в соответствии с международными стандартами, и тому подобное.
Стоит отметить, что указанные Комитетом MONEYVAL предложения для Украины в полной мере соответствуют и корреспондируются с выводами, проведенной в 2016 году Госфинмониторингом, Национальной оценки рисков в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в частности относительно рисков коррупции, организованной преступности, высокого оборота наличных, проявлений терроризма, отсутствия секторальной оценки рисков финансового сектора, неэффективной санкционной политики, работы правоохранительно-судов ой системы и тому подобное.
На сегодня Госфинмониторингом начат процесс подготовки соответствующего Плана действий по дальнейшему совершенствованию системы финансового мониторинга в Украине по результатам 5-го раунда оценки MONEYVAL. Указанная работа определена Госфинмониторингом как первоочередная и неотложная.
Государственная служба финансового мониторинга Украины, с учетом результатов 5-раунда оценки, активно продолжает принимать действенные и эффективные меры в контексте дальнейшего развития внутреннего сотрудничества и сотрудничества с Комитетом MONEYVAL и международным сообществом с целью минимизации негативных проявлений глобальных и национальных рисков и с учетом необходимости непрерывного и бесперебойного функционирования механизма предотвращения и противодействия угрозам отмывания средств, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
 
Справка: стоит обратить внимание на положительные выводы Комитета MONEYVAL в контексте оценки эффективности работы Госфинмониторинга, как национального подразделения финансовой разведки.
 

Непосредственный результат эффективности

 
 
Выдержка из отчета Комитета MONEYVAL
 
Непосредственный результат 1 (Риск, политика, координация)
«Подразделение финансовой разведки (ПФР) уделяет большое внимание риску отмывания денег (ВК) и его устранению. ПФР ввел автоматизированную систему для приоритизации анализа сообщений о подозрительных финансовых операциях и успешно готовил сложные дела ВК, касающиеся рисков Украины.
Украина имеет всесторонние механизмы национальной координации и политики в сфере предотвращения и противодействия ВК, включающей политические обязательства. Эти механизмы также применяются к противодействию финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения после внесения изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» в феврале 2015 года. На оперативном уровне, ПФР координирует разработку и реализацию этих политик и деятельности по ним; ПФР также был координатором проведения Национальной оценки рисков (НОР) и подготовки Отчета о НОР.
Сотрудничество на оперативном уровне и обмен информацией между органами власти в целом положительная, особенно там, где задействован ПФР.
Национальная политика и деятельность в контексте выполнения законодательства в соответствующей сфере хорошо координируются Госфинмониторингом, а также Министерством финансов. Оба органа являются активными ».
Непосредственный результат 2 (Международное сотрудничество)
«Подразделение финансовой разведки является членом Эгмонтской группы и строго придерживается принципов по обмену информацией Эгмонтской группы».
Непосредственный результат 3
(Надзор)
«Подразделение финансовой разведки прилагает значительные и положительных усилий к работе учебно-методического центра, потенциал которого используется всеми субъектами первичного финансового мониторинга (СПФМ) и субъектами государственного финансового мониторинга (СДФМ) Украины.
ПФР активно готовит и размещает публикации на своем веб-сайте, способствует использованию потенциала Учебно-методического центра в том числе и агентами по недвижимости».
Непосредственный результат 4
(Меры)
«Подразделение финансовой разведки и надзорные органы часто проводят информационно-разъяснительные мероприятия с частным сектором, включающие обсуждение вопросов обновленного законодательства и текущие вопросы противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма. Группа по оценке по результатам обсуждений с частным сектором понимала, что информационное обеспечение сектора подразделением финансовой разведки является, в частности, очень полезным. Те, которые были опрошены сообщили, что отношения с ПФР и надзорными органами являются, как правило, конструктивными ».
 
Непосредственный результат 5
(Юридические лица и правовые образования)
 
«Украина сделала ряд положительных законодательных изменений с целью содействия прозрачности юридических лиц и уменьшения их привлекательности для сокрытия доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Лица контроллеров, директоров и бенефициарных владельцев отражаются в Едином государственном реестре, данные которого доступны публично. Кроме того, тренинг надзорных органов и ПФР, открыл этот ресурс частному сектору, который объяснил экспертам, они обычно используют его как часть надлежащей проверки, в частности, для проверки бенефициарного владельца любых юридических лиц, с которыми они вступают в деловые отношения».
Непосредственный результат 6 (Финансовая разведка)
«Подразделение финансовой разведки выпускает высококачественную финансовую разведывательную информацию и стратегический анализ на основе широкого круга источников, включая очень большое количество сообщений, представленных субъектами первичного финансового мониторинга.
Во время миссии были представлены многочисленные случаи, когда финансовые расследования, проведенные ПФР (на основе отчетов / информации, полученной от субъектов первичного финансового мониторинга или в результате информационного обмена с зарубежными ПФР) были использованы правоохранительными органами при формировании доказательств для досудебного расследования в отношении предикатных преступлений и отмывания средств.
Информация ПФР также имеет решающее значение для извлечения преступных активов из-за применения его полномочий останавливать подозрительные финансовые операции.
Команда оценщиков была проинформирована всеми правоохранительными органами, а также основными надзорными органами во время выездных проверок, ПФР, безусловно, является главным партнером, который имеет полномочия решать, когда любой вид финансового анализа необходим для возможности начала или для продолжения расследования.
ПФР удалось сохранить эффективность, определив приоритетные случаи в соответствии с рисками, выявленных в НОР, а также собственного анализа рисков: дела, которые включают публичных деятелей, субъектов фиктивного предпринимательства, организованные преступные группы, оффшорные компании (в контексте коррупции) и финансирования терроризма - были определены приоритетными.
ПФР рассмотрел существенное количество материалов за период, который оценивался: ответы на запросы по информации от правоохранительных органов; дела, которые уже расследовались правоохранительными органами и внесены в единый реестр досудебных расследований; распространения обобщенных материалов в правоохранительные органы, с учетом их подследственности».
Непосредственный результат 7
(Расследование и судебное преследование отмывания средств)
 
«Украинские органы власти отметили, что выявление преступлений, связанных с ВК достигается с помощью обобщенных материалов, полученных от ПФР и сообщений правоохранительных органов, которые инициируют такие расследования при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе расследования других уголовных производств. Важным каналом получения информации является также запросы о взаимной правовой помощи».
В 2014 году Генеральная прокуратура Украины начала и провела совместно с ПФР сложные и резонансные досудебные расследования, связанные с коррупцией, присвоением, хищением государственной собственности и злоупотреблением властью (с отмыванием средств, как вспомогательным преступлением в 4 делах), в отношении бывших высокопоставленных предыдущего режима».
Непосредственный результат 8
(Конфискация)
«Положительно оценивается работа, которая сейчас проходит по аресту и конфискации средств по делам, связанным с коррупцией высокого уровня и хищением государственного имущества, с учетом рисков ВК, очерченных в НОР».
Непосредственный результат 9
(Расследование и судебное преследование финансирования терроризма):
«Подразделение финансовой разведки ежедневно анализирует сообщение о финансовых операциях, связанные с подозрениями в финансировании терроризма, полученные от субъектов отчетности, а также полученные в форме информации от правоохранительных органов. Кроме того, расследование финансирования терроризма осуществляется на основе ежеквартального стратегического анализа.
На практике, Антитеррористическое подразделение Службы безопасности Украины, со специалистами по вопросам противодействия финансированию терроризма в ПФР (с его сильной аналитической способностью), являются основными игроками в выявлении и расследовании финансирования терроризма и других преступлений, связанных с терроризмом. Служба безопасности Украины приоритезирует все обобщенные материалы по финансированию терроризма (ФТ), полученные от ПФР».
Непосредственный результат 10
(Меры предосторожности и финансовые санкции за финансирование терроризма):
 
«Подразделение финансовой разведки установил эффективные каналы коммуникации с финансовыми учреждениями и определенными нефинансовыми учреждениями и профессиям и рассматривает риски ФТ в секторе в контексте обучений, проводимых для СПФМ».
 
 
Непосредственный результат 11
(Финансовые санкции за финансирование распространения оружия массового уничтожения):
 
«Имеющиеся механизмы информирования о целевые финансовые санкции, связанные с финансированием распространения (ФР) оружия массового уничтожения, такие, как списки, разъяснения и типологические исследования ПФР. Подразделение финансовой разведки регулярно доводит до сведения СПФМ соответствующую информацию о рисках ФГ (включая публичные заявления FATF) на своем официальном сайте. В 2016-2017 годах, учебным центром ПФР были проведены разнообразные мероприятия для СПФМ с целью повышения их осведомленности по данному кругу вопросов».

 

 
Пресс-служба
Госфинмониторинга
presa@sdfm.gov.ua
www.sdfm.gov.ua

СМИ о Госфинмониторинге

01.03.2018
Укрінформ


Ігор Черкаський, голова Держслужби фінансового моніторингу: «Фінансова система має відповідати глобальним стандартам, інакше економічне зростання неможливе»

29.06.2017
ОФІЦІЙНЕ ІНТЕРНЕТ ПРЕДСТАВНИЦТВО ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ


Про відзначення державними нагородами України з нагоди Дня Конституції України

28.02.2017
Детектор Медіа


Моніторинги відкритості сайтів у 2016 році: підсумки

21.02.2017
Українська правда


Оточення Януковича хотіло зняти 100 мільйонів – слідство

11.01.2017
Урядовий портал


Ігор Черкаський: Українська система протидії відмиванню доходів удосконалюється з урахуванням міжнародних зобов'язань України

Письмо Администратору Архив новостей RSS